Путешествие в тысячу миль начинается с одного шага.

Храм Синегорлого Шивы в Ришикеше

Есть такой храм недалеко от Ришикеша (около 12-ти км), куда любой уважающий себя индус считает необходимым придти поклониться, а называется он Храм Синегорлого Шивы (Sri Neelkantha Mahadeva Temple). Мы хоть и не индусы, но посетить сие святое место решили непременно!
Neelkanth mahadev temple

Сейчас я вам поведаю небольшую легенду из которой проистекает история возникновения этого храма!

Согласно пуранам, в начале мира боги, как и демоны, были смертными. А они очень хотели быть бессмертными.
И тогда Вишну раскрыл секрет добычи волшебного напитка бессмертия амриту и заключался он в пахтании всемирного океана.  Боги и демоны объединились, вырвали гору Мандара из Земли, обвязали её вместо верёвки огромным змеем Шешей, ухватились за разные концы его и стали пахтать океан. Это длилось много тысяч лет. В процессе этого от огня Шешы все живые существа были уничтожены, и энергия их жизни стекала в океан, смешавшись с водами. Затем Индра, лучший из бессмертных, погасил всюду тот ожигающий огонь водою, рожденной из облаков. Потом дожди погасили пожар, и соки деревьев и трав, росших на горе Мандара, излились в океан, чтобы придать амрите ее целебную силу.
Но в результате пахтанья сначала возникло огромное количество яда, который мог уничтожить всю вселенную! Боги были в отчаянии! И лишь Шива решился на шаг, спасающий всех: он выпил этот яд, но не проглотил его, а медитировал удерживая его в горле! Именно поэтому его горло и посинело! Отсюда название храма Neel означает синий,  Kanth - горло, mahadev - повелитель богов.

Наконец на поверхности океана показался белый сосуд, в котором была амрита. Самыми проворными оказались демоны и первыми схватили белый сосуд. Но тут на помощь богам опять пришел Вишну. Он принял облик прекрасной женщины, такой очаровательной, какой никто до сих пор не видел ни на небе, ни на земле. Когда боги выпили последний глоток амриты, красавица исчезла. Так боги стали бессмертными, а демоны остались смертными.

Как вы понимаете, считается что Храм Синегорлого Шивы стоит ровно на том месте где великий Шива выпил яд.


Несмотря на то, что до храма можно доехать на такси (любому таксисту назовите место и он с легкостью доставит вас туда) наш Учитель Шелендер настоятельно рекомендовал нам идти пешком, босиком и молча (и это еще не все)! А идти, я вам скажу, нужно километров 10 и в горочку, ну хорошо не горочку, а гору! И да... это все еще октябрь, а значит на улице жаааарко! Успокаивало что через гору идет бетонная тропинка.. Не по голым камням все же топать.


Пока в голове проносились эти мысли Шелендер продолжал свои наставления. Он говорил, что всякое поломничество к святому месту должно быть осознанным (неважно в каком уголке мира оно находится и к какой религии относится). Это должна быть аскеза во имя высшего! Но достигнуть осознанности не так просто! Повседневные мысли то и дело одолевают нас и не дают даже насладиться вкусом завтрака, а уж поездка к храму на такси тем более пользы душе не принесет. Долетите с ветерком, пофоткаетесь на фоне храма и все! Никакой встречи с духовным не произойдет! И потому нужно помочь себе: идти пешком и босиком необходимо для того, чтобы пребывать в моменте. Каждое соприкосновение босыми ногами с землей причиняют легкое неудобство и возвращают вас в "здесь и сейчас".

Молчание также помогает концентрации. Праздная беседа сильно отвлекает от цели такого похода. Кроме того, разговоры отнимают чересчур много энергии. Но просто молчание не гарантирует отрешенности от диалога с самим собой. Ну помните как это бывает, когда гуляешь, например, по лесу? Сначала ты идешь и радуешься свежему воздуху, шелесту листвы, сочной зелени, а потом незаметно для себя начинаешь думать о том, что нужно еще сделать, кому позвонить или куда еще сходить! И что же делать?!
"Я даю вам мощный инструмент в борьбе с внутренним диалогом! Это молитва!", - сказал Шелендер. Он объяснил, что на протяжении всего нашего пути, вплоть до храма и выхода из него необходимо не просто стараться хранить молчание, но молиться! Молиться так, как вы умеете! Хотите читайте мантру! Хотите "Отче наш" или любую другую молитву, которая вам по душе! Можно просто идти и просить:"О, великий Господь! Позволь мне почувствовать твое присутствие в моей жизни!".

Ну и еще, напоследок! Идти нужно на голодный желудок! Ну какая же аскеза без легкого голодания?! Все вышеперечисленное, по словам Шелендера, должно было помочь нам максимально отрешиться от мирской суеты и почувствовать что-то более высокое!

Сказать, что мы, изнеженные европейские люди, были под впечатлением от наставлений, это ничего не сказать! Но утро вечера, как говорится, мудренее! Все эти советы были даны вечером после киртана, а утром все виделось уже не в таком ужасающем ракурсе. В девять все встретились на берегу Ганги, совершили утреннее омовение и отправились в путь. Дойдя до дорожки, плавно уходящей в лес, а затем и в гору, мы разулись и молча отправились в путь, заранее договорившись о привале где-то на вершине у торговца чаем. 

Итак, мы пошли! Каждый шел в своем ритме, не обращая никакого внимания на остальных. В сущности, это оказалось не групповое поломничество, но каждого из нас в отдельности. И мы шли, чувствовали каждый камушек, каждую песчинку, ступая ногами предельно аккуратно, но тем не менее спешно, стараясь как можно менее безболезненно проделать этот путь. И это действительно не давало отвлечься на пустые мысли! Первое время! Потом все же они начали закрадываться в голову, но молитва - это мощное оружие! И это правда! Я отвлекалась лишь несколько раз:
- на любование бесконечными просторами Индии, видневшимися средь ветвей,

- на диких обезьян, которые в одном месте особенно активно скакали над нашими головами и высматривали, что бы такого свистнуть у этих белых, да утащить к себе в джунгли,
- и на огромную кучу слоновьих ... эм.. какашек... Запашок у них был, так сказать, ошеломляющий! Стало ясно, что дикие слоны проходили здесь относительно недавно. Собственно, миграция диких слонов ранним утром из одного конца леса в другой нас и остановила от похода в храм в шесть утра. Приходилось выбирать: или идешь рано утром, в легкой прохладе, но с риском столкнуться с таким вот стадом, или высыпаешься и идешь по жаре. Как вы понимаете, мы выбрали второе.


В какой-то момент идти было совсем тяжело. Тропа шла круто вверх и на ней то и дело образовывались крутые ступени. Солнце палило нещадно. Шляпа спасала, но не сильно. Мое путешествие осложнялось еще и тем, что на боку висела сумка с фотоаппаратом общим весом примерно 2 кг. Но чего не сделаешь ради красивых снимков?!
Только вот фотографировать то особенно я и не стала... Наставления Шелендера о пустом желудке, шествии пешком в полной тишине и молитве оказались вовсе не пустым звуком! Все это вводит вас в эдакое медитативное состояние, в котором вы и не теряете своего ощущения каждого момента времени и отрешаетесь от пустых сует!

Не все приняли решение идти босиком, не все шли молча и, я думаю, не все были голодными. Но большая часть нашей группы вняла наставлениям мастера. Кто-то действительно искал встречи с высоким, а кто-то просто хотел испытать себя. Но в сущности, все это не важно. Важно лишь то, смог ли ты почувствовать нечто большее чем обычно или нет! И если тебе это удалось и без названных методов-помощников, то это просто замечательно!

Когда мы наконец добрели до чайной я смирилась со всем: и с камнями, приносящими боль ступням, и со зноем, и с тяжестью сумки, и с урчащим желудком, и даже с тем, что дорога казалась теперь бесконечной и ведущей куда-то где никогда не закончится... Знаете, даже молиться перестала... мысли ушли... куда-то очень далеко... была лишь Я... и то не та "Я" в привычном моем осознании, но какая-то другая "я и все вокруг вместе"...

И вот она ЧАЙНАЯ! Великий Варильщик Масала-чая сидел и кротко улыбался. Практически ничего не говоря по английски, он смог нам объяснить, что стаканчик чая стоит 10 рупий (5 рублей). Ооо! Какой это был чай!!!! Я никогда не любила черный чай с молоком, да и индийский вариант со специями не впечатлил. Но тут! Это был самый потрясающий масала-чай в МИРЕ!!!! Наслаждению вкусом не было предела!
Наша группа из четырех человек незаметно ушла сильно вперед и мы долго сидели и ждали пока остальные доберутся до привала. За это время я выпила около 3-х порций чая, но пила медленно и с наслаждением, ощущая каждую нотку вкуса.


Наконец стали подходить остальные... Радость того, что осталось как минимум не больше того что мы прошли и, некоторые намекали, уже не в гору, всех окрыляла! Плюс освежала тень от навесов, а чай бодрил и наполнял силами...
И вот тут, в чайной, мы совершили самую огромную ошибку, которую могли совершить! Мы заговорили! Да, перекинулись лишь парой фраз, да лишь немного поделились впечатлениями... Но этого хватило, чтобы развеять, пусть и не до конца, то состояние, которого мы с таким трудом достигли... 

Оставшийся путь был относительно легок: все еще босиком, молча и под солнцем, но с бодрящим напитком в теле и под горочку.


Ну вот и добрались! Вид Храма Синегорлого Шивы не слишком впечатлил. Небольшое здание, да еще и многие фасады ремонтировались... Но то состояние в котором мы пребывали компенсировало эти легкие недостатки!
Neelkanth mahadev temple

В Храм зайти могут все. Нужно только купить маленький подносик с подношением, в котором лежат цветы, маленькая иконка с изображением шивы, палка-вонялка, флакон с розовой водой и прасад (пища подносимая богам).
Наборы имеются на любой вкус стоимостью от 100 рупий, кажется, и выше.

Neelkanth mahadev temple

По храму проходят по определенной траектории. И вас по очереди то водой обрызгают, то мантру над вами почитают, то вы цветочками что-то посыплете, то водичкой польете. Там же по пути лоб ваш окропят золой, а потом поставят красную точку, а может наоборот?! Не помню уже... Кстати, на поднос вы можете положить также любой свой амулет, который вы хотите освятить. Его будут макать в золу, поливать водой и шептать над ним мантры. В общем, полный комплект божественных ритуалов и ваш амулет заработает!:)
После каждой такой процедуры вы можете (и, видимо, должны!) положить пожертвование в тарелочку или корзинку, стоящую рядом со служителем храма. Сумма может быть любая: от 1 рупий и до "нет предела вашей щедрости".
Neelkanth mahadev temple
Выход из храма. Вход с другой стороны.
Neelkanth mahadev temple


Уже на улице вы подходите в последнюю беседку где пухлый служитель еще что-то над вами прочитает, поставит печать в виде трезубца у вас на лбу и завяжет вожделенную красную нить вокруг запястья. Все! Вас благословили и поставили защитные знаки! Ничего не бойтесь и идите с богом!
Neelkanth mahadev temple

Перед тем как уйти только не забудьте взять со своего подноса ароматическую массу (в фольгу завернута), слепить из нее пирамидку, поставить на специальный стол и поджечь ее. Все почти как у нас, только у нас свеча, а у них благовония.

Обратно мы изнеможденные ехали на машине, которую можно нанять при выходе из храма. Пешком идти не было смысла да и сил тоже. В джип садится 8 человек. Мы сторговались доехать до моста Лакшман Жюла за 1500 рупий с машины.

Добраться в храм Синегорлого Шивы, как я уже говорила, можно пешком, для этого правда вам нужно попросить местного либо сопроводить вас, либо подробно объяснить путь.

Или доехать на такси, например, с базарной площади Ришикеша. В Laxman Jhula стоят джипы рядом с мостом Лакшман Жюлы.  вы можете взять машину лишь для своей компании или, если вас немного и хотите сэкономить, поехать в машине с индусами, которые тоже едут в храм.
Neelkanth mahadev temple
Нажмите на фото и автоматически попадете на большую карту google


0 коммент.:

Отправить комментарий

 

В "двух словах"

Вегетарианские рецепты

%